Звуки в комиксе: часть 1

Базовые принципы (которые вы и так знаете)

Как правило, при создании комикса возникает необходимость в передаче речи. Некоторые даже считают, что именно подрисованные реплики и превращают картинку в комикс. Я, допустим, с таким мнением не согласен, но понимаю, что реплики есть в подавляющем количестве комиксов. Разумеется, сложились и определённые правила их оформления, хотя со временем они несколько изменились.

%d1%80%d0%b8%d1%81%d1%83%d0%bd%d0%be%d0%ba2 %d1%80%d0%b8%d1%81%d1%83%d0%bd%d0%be%d0%ba1

Рассмотрим вот этот полувековой давности комикс про Бэтмена. Здесь мы видим все каноничные типы прямой речи и авторского текста. Реплики персонажей помещены в баллоны (пузырь, баббл, balloon/bubble), которые хвостом направлены в сторону рта персонажа, насколько это возможно. Мысли персонажей выражены через облачка (thought balloon), которые пунктиром привязаны к макушке. Закадровая реплика на кадре слева %d1%80%d0%b8%d1%81%d1%83%d0%bd%d0%be%d0%ba3выделена ломаными очертаниями баллона и курсивом, что должно символизировать уплощения голоса при передаче по радио. Авторский текст используется для введения читателя в ситуацию. Он размещён в прямоугольных блоках (выделено жёлтым), которые называют кэпшенами (титр, подпись, caption).

Сейчас многое изменилось (пример слева). Например, облачка полностью вышли из моды, их применение ограничено стилистикой ретро. Их роль во многом взяли на себя кэпшены. В этом нет ничего удивительного: они изначально появились как средство отображения роли нарратора, закадрового рассказчика. И если в золотом и серебряных веках рассказчику отводилось лишь «тем временем в логове %d1%80%d0%b8%d1%81%d1%83%d0%bd%d0%be%d0%ba4кровавого Барона Зэдда:», то сейчас рассказчиком является один (или не один) из персонажей комикса. Обратите внимание на то, как курсив используется для того, чтобы показать искусственность синтезированного голоса, а четыре хвоста подчёркивают его вездесущность. Ну и чтобы закрыть тему стандартных приёмов передачи речи в комиксе, отметим, что речь персонажа, которого в кадре не видно, традиционно обозначается хвостом, уходящим за границу (пример справа).

Передача особенностей речи

Начиная с какого-то момента, тексты в баллонах тоже стали художественным объектом, появилась задачи повышения их выразительности, передачи особенности речи. Приводимый выше пример с голосом из радиопередатчика относится именно к этой категории выразительных средств. Задача перед авторами ставится нетривиальная: реализация свойств звука через свойства изображения. Чтобы не изобретать велосипед, посмотрим, как эту задачу решали ранее.

Наиболее классическими приёмами является использование размера шрифта, который ассоциируется с громкостью речи, и искажение формы баллона, символизирующее эмоциональное напряжение (слева и по центру). На примере справа дрожащим шрифтом показана прерывистость речи, вызванная воздействием электрического тока.

%d1%80%d0%b8%d1%81%d1%83%d0%bd%d0%be%d0%ba5 %d1%80%d0%b8%d1%81%d1%83%d0%bd%d0%be%d0%ba6 %d1%80%d0%b8%d1%81%d1%83%d0%bd%d0%be%d0%ba8

Я не рискну предполагать, кто первым придумал использовать цветовое выделение баллона для отображения особенностей звучания голоса, но наиболее влиятельным, конечно же, был пример Мура и Гиббонса в Watchmen  (слева). А вот Ади Гранов использует угловатую форму баллона, цвет и начертание шрифта, чтобы показать, как костюм модулирует голос Тони Старка (справа).

%d1%80%d0%b8%d1%81%d1%83%d0%bd%d0%be%d0%ba7  %d1%80%d0%b8%d1%81%d1%83%d0%bd%d0%be%d0%ba10

Ну и на десерт, посмотрите, как Ричард Старкингс использует все эти приёмы сразу, чтобы подчеркнуть нечеловечность голоса Убийцы Крока. Никто не заставляет ограничиваться чем-то одним!

Порядок чтения

%d1%80%d0%b8%d1%81%d1%83%d0%bd%d0%be%d0%ba11Перед тем как закончить, скажем два слова о размещении баллонов. В европейских языках читают сверху вниз слева направо. Это правило следует учитывать при расстановке баллонов. Ответ не может идти перед вопросом (если вы не рисуете комикс про провидцев-телепатов, конечно). Если и есть в этом деле незыблемое правило, то вы только что его прочитали. Даже если у вас диалог начинает персонаж справа, его реплики должна явно и недвусмысленно читаться первой. Да, ваш читатель в итоге разберётся, в каком порядке идут баллоны на странице, но ощущения будут испорчены, а вы не хотите расстраивать читателя. Обратите внимание на страницы справа — не возникает никаких сомнений в том, где вопрос, а где ответ. Очень грамотно расставлены баллоны на левом кадре: так следует помещать в один кадр длинный диалог. Несоблюдение правила расстановки баллонов затрудняет восприятие комикса, и, соответственно, разрушают магию поглощения действием.

Конечно, здесь сказано далеко не всё о том, как можно передать оттенки смысла, интонаций и эмоций в текстах комикса. Более того, я сомневаюсь, что вообще возможно составить конечный перечень таких средств. Новые идеи появляются постоянно, возможно, именно вы придумаете что-то такое, что ещё полвека будет ассоциироваться с комиксом. Надеюсь, эта статья даст вам пищу для ума и позволит лучше выразить свой замысел.

Вторая часть.

 

Добавить комментарий