Сценарий: Full Script vs Marvel Script

В этот раз мы поговорим о двух основных форматах сценария, принятых в индустрии.miller

Стандартом считается так называемая полная запись (Full script). При этой записи сценарист задаёт раскадровку и полностью описывает всё происходящее в каждом кадре. Приверженностью к такому формату известны, например, Фрэнк Миллер и Алан Мур. Профессионалам достаточно будет сказать, что это так называемый американский киносценарий, только с некоторой спецификой комиксного медиума. Можете пролистывать на следующий абзац. Для всех остальных разберём подробнее. Обратите внимание на иллюстрацию справа (сценарий Batman №405: Year One, гл. 2, автор сценария — Ф. Миллер). Каждую новую страницу комикса начинают с новой страницы сценария. Сценарист описывает каждый кадр с той подробностью, которую сочтёт необходимой, описывая экспозицию и действие. Диалоги начинаются с новой строчки, по отступу на каждый новый баллон (он же пузырь, он же баббл). У реплик указывается произносящий, все они нумеруются сквозной нумерацией для удобства последующей расстановки баллонов. Традиционно, ключевые слова в реплике (те, которые актёр произнёс бы с особым нажимом) в комиксе выделяют полужирным. В сценарии их могут обозначать ЛЮБЫМ способом, будь то набор заглавными, или, если автор хочет особо изощриться, подчёркивание, или просто набирая полужирным. Миллер на примере справа выделяет через набор, потому что на печатной машинке не было других технических возможностей.  Конечно, я ещё мог бы подробнее остановиться на шрифте (моноширинный Courier New), отступах, полях, межстрочном интервале, но эти требования во многом обусловленны традицией и спецификой кинематографа. В принципе, такой сценарий со всеми полями и интерлиньяжем вам выдаст любая специализированная программа, будь то «Scrivener», «Final Draft» или отечественный «Кит Сценарист».

Альтернативой полной форме выступает так называемый Marvel Script, придуманный и введённый Стэном Ли. Деда Стэн  был очень занятым человеком. В месяц ему надо было сдавать под два десятка номеров, и это не считая редакторской и административной деятельности. Поэтому он просто описывал то, что должно происходить в выпуске на одной-двух страницах неотформатированного текста и пускал это в работу, оставляя головную боль с раскадровкой и ракурсами художниками. Под конец, он мог просто продиктовать сюжет по телефону минут за сорок, а потом расставить диалоги в готовом комиксе. Возможно, работай у него кто-то менее понятливый, чем Стив Дитко и Джек Кирби, не было бы сейчас Marvel Comics, но история не терпит сослагательного наклонения. Этот формат знаком любому, кто видел советский сценарий-киноповесть (например, к «Белому солнцу пустыни»). Дальше я описывать не могу, по той причине, что описывать нечего. Это максимально простая запись, очищенная от любой формы.

Так какой же из них выбрать начинающему сценаристу? Хочу напомнить, что сценарий пишется для художника. Он — ваш оператор, режиссёр-постановщик и все актёры в одном флаконе. Самое главное в сценарии — доступность для художника, потому что без неё не будет, собственно, комикса. Так что по большому счёту, это вопрос о том, кто из вас лучше умеет делать раскадровку комикса, у кого лучше зрительноее воображение, и у кого будет болеть голова о цвете носков главного героя. Полная запись превращает художника в исполнителя воли сценариста, так, что его качество определяется лишь тем, насколько точно он смог следовать описаниям в сценарии. Поделюсь профессиональной тайной: многие художники не возражают против такой участи. Им же проще, в конце концов. Другим же, напротив, подавай свободу действий, и тут формат Marvel будет гораздо более уместен. С третьей стороны, чем больше взаимопонимание между сценаристом и художником, тем свободнее может быть запись с тем же результатом. Полная запись формальна, и, следовательно, универсальна: с ней может работать любой художник. Уоррен Эллис, допустим, как-то упомянул, что сценарий первого выпуска Transmetropolitan он написал в полной форме, но постепенно, по мере знакомства с Робертсоном, перешёл на что-то марвелоподобное. В конце концов, есть же и промежуточные варианты.

Вы можете тратить страницы на описание одного кадра, как Алан Мур, долго объяснять, какое ощущение вы хотите вызвать, оставляя за художником свободу выбора конкретного средства (так делает Грант Моррисон), уместить весь сценарий на одной салфетке и предоставить художнику самому выкручиваться — если вашего партнёра это устраивает, то так и делайте, у вас получится хороший комикс.

А теперь идите и работайте, сценарий сам себя не напишет!

Добавить комментарий